Вы тут:
Главная > Новости > Прощай, облэнерго!

Прощай, облэнерго!

Что конкретно изменится для потребителей после 1 июля 2019 года?

Каждый украинец в 2019 году сможет самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии — с самыми низкими ценами и высоким качеством, отказавшись от услуги монополиста-облэнерго. В таких ярких красках реформаторы представили украинцам европейскую модель энергорынка, отмечает Главком. Она будет действовать в нашей стране через полтора года. Но все ли так радужно? Что конкретно изменится для потребителей, и как новые правила отразятся на платежках после 1 июля 2019 года?

Право выбора нового поставщика электроэнергии гарантирует Закон «О рынке электроэнергии», который приняли в июле 2017 года. Этот документ предусматривает два года подготовительного периода, в течение которого еще предстоит принять более сотни подзаконных актов, осуществить структурные преобразования в энергетике и ввести сложное программное обеспечение.

Координироваться работа энергорынка будет с помощью единой информационной системы, где производство товара и его потребление должны осуществляться одновременно. Задача сложнейшая, поэтому, по мнению энергетических экспертов, запуск новой модели рынка может быть отсрочен на время. Создание центральной информационной системы будет включать реестр точек коммерческого учета всех потребителей. Администратором коммерческого учета в соответствии с законом будет оператор системы передачи (ныне это НЭК «Укрэнерго»).

Потребитель выбирает

В середине марта Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП), после достаточно длительного общественного обсуждения приняла шесть важнейших документов для введения нового энергорынка. Среди них — Правила розничного рынка электрической энергии (вступит в силу и после публикации в «Правительственном курьере»). Это более 340 страниц правил, которые, в частности регулируют правоотношения между потребителями и поставщиками. Важно знать: всем участникам розничного рынка электроэнергии будут присвоены соответствующие идентификаторы ID.

Какой будет порядок смены поставщика? На этот вопрос «Главкому» ответили в НКРЭКП так: «Изменение электропоставщика будет происходить путем заключения нового договора о поставках электроэнергии потребителю с другим поставщиком». К сведению: все двусторонние договоры по соответствующей процедуре будут зарегистрированы оператором системы передачи (эти функции будет выполнять НЭК «Укрэнерго» — после корпоратизации).

По закону «О рынке электроэнергии» (статья 59) потребитель имеет право изменить электропоставщика на безвозмездной основе в порядке, определенном Правилами розничного рынка.

После запуска новой модели рынка, каждый потребитель будет платить за потребленный товар двум разным организациями, но счет будет приходить только от компании-поставщика. Такие компании будут созданы в соответствии с законом: предполагается разделение облэнерго на две компании (анбандлинг), одна из которых будет выполнять функции оператора распределения электроэнергии (исключительно обслуживание электросетей), а вторая станет поставщиком. Приобретя электроэнергию на рынке, компания-поставщик будет продавать ее конечному потребителю. Сейчас обе эти функции выполняет облэнерго, но после анбандлинга облэнерго потеряет право продавать энергию, а значит — и доходы. Понятно, что облэнерго не спешат с анбандлингом.

«Потребитель получать один счет за электроэнергию — он будет приходить от поставщика, но в нем будет две стоимости — за потребленную энергию и за пользование сетью. Предполагается, что поставщик будет адвокатом потребителя, ведь у него будет свой юридический отдел для выставления претензий распределительной компании. Если же этот поставщик не будет защищать потребителей, то они выберут другого поставщика», — объясняет руководитель группы администрирования коммерческого учета НЭК «Укрэнерго» Александр Карпенко в разговоре с «Главкомом».Преимущества такой модели в том, что она разрушает монополию облэнерго, из-за которой страдают рядовые потребители: частые отключения от сети, падение напряжения, порча бытовой техники и заводского оборудования. По новой модели, за качество электроснабжения будет отвечать распределительная компания, то есть, прежнее облэнерго, но если средства за потребленную электроэнергию и услуги по содержанию сетей станет собирать поставщик, то он сможет штрафовать распределительную компанию в соответствии с действующим постановлением НКРЭКП № 1841 за 2016 год:

По данным НКРЭКП, всего в Украине на начало 2017 год насчитывалось около 16,5 млн бытовых потребителей и 0,5 млн не-бытовых. Подробная информация о количестве потребителей и объемах их потребления содержится в Отчете о результатах деятельности НКРЭКП за 2016 год.

Переход на новую модель взаимоотношений на энергорынке будет осуществляться по такой же схеме, как это произошло на газовом рынке — тогда облгазы также были разделены на две компании, одна из которых выполняет функции поставщика, а вторая отвечает за эксплуатацию сетей. Переход на новую модель прошел без лишних хлопот для рядовых потребителей — им было предоставлено такое право выбора, которое позволяло даже не ехать в газовую контору для переоформления договора. Такой же принцип заложен для перехода на новую модель энергорынка.

Вновь электропоставщики должны будут отправить всем потребителям типовые бланки-заявления о присоединении к договору на поставку электроэнергии. «Этот договор начинает действовать после одного из трех событий:

  1. можно подписать это заявление;
  2. просто оплатить потребленную энергию по присланному счету;
  3. сам факт потребления электроэнергии также является доказательством того, что потребитель соглашается на присоединение к договору.

Следовательно, юридические рамки таковы, что не требуют беготни для потребителя», — убежден Карпенко.

Почему облэнерго тормозят?

«Облэнерго не готовы к новой модели энергорынка. Откровенно скажу: никто не готов … Почему облэнерго не спешат (с анбандлингом — Главком)? Потому что они — монополисты и их все устраивает. Но, однозначно, это нужно делать. Как руководитель облэнерго скажу: понадобится 5-10 лет, чтобы вписаться в рамки закона о рынке электроэнергии, ведь есть тысячи вопросов, на которые ежедневно нужно давать ответы …», – такие прогнозы дает и.о. гендиректора ПАО «Хмельницкоблэнерго» Олег Козачук.

Итак, поставщики не спешат и говорят, что им нужно больше времени, чтобы перестроиться. А какими же будут условия на новом рынке для потребителей? Ответить сегодня на этот вопрос достаточно сложно: нормативная база, которая бы регулировала работу нового поставщика электроэнергии в новых обстоятельствах, еще не принята. «Вся нормативная база, которая сегодня регулирует деятельность облэнерго — это утверждение тарифов, инвестиционных программ, ориентированная непосредственно на облэнерго», — объясняет директор департамента ООО «Укрэнергоконсалтинг» Наталия Костишена.

«Можно выделить из состава облэнерго поставщика, можно даже создать несколько независимых поставщиков, но это не решит основную проблему: создание поставщика, который возьмет на себя функцию универсальной услуги, то есть поставки электроэнергии наиболее инертным потребителям: населению и небольшому бизнесу, а в некоторых облэнерго этот сегмент потребителей достигает 70% от всего объема поставок электроэнергии», — объясняет Костишена.

В комментариях «Главкому» председатель НКРЭКП Дмитрий Вовк подтвердил, что принятие полного пакета регуляторных актов для новых энергопоставщиков — вопрос времени:

«Согласно закону о рынке электроэнергии, предусмотрены конкретные сроки утверждения. Комиссия своевременно выполняет их … Следующая „порция“ должна быть утверждена в течение ближайших 12 месяцев», — сообщил Волк.

По мнению экспертов, в ближайшие 5-7 лет бытовым потребителям будет не интересно менять поставщика электроэнергии. «Опыт многих стран, в частности, Германии, Испании, Португалии свидетельствует, что наиболее активное участие в выборе нового поставщика берет не более 20% населения … В будущем так будет и у нас, но пока нужно обеспечить нашим потребителям наиболее простой и комфортный переход (к новому поставщику — „Главком“). Если мы сейчас завалим их кучей договоров, получим неприятие перехода к новой модели рынка», — убеждена Костишена.

Целесообразно напомнить, что благодаря именно этим 20% новых энергопоставщиков в ведущих странах удалось разрушить монополию энергоснабжающих компаний, а следовательно, сделать услуги не только дешевле, но и качественными.

Важно также понять, будут ли новые поставщики иметь доступ к абонентской базе, которую энергоснабжающие компании (облэнерго) формировали на протяжении не одного десятилетия, и им не выгодно делиться ею с конкурентами. А новому поставщику будет невыгодно поставлять электроэнергию бытовым потребителям, если их количество будет меньшим, чем 20-30 тыс. домохозяйств.

В комментариях «Главкому» заместитель директора департамента НКРЭКП Антон Гудаченко заверил, что у новых поставщиков не будет проблем с доступом к абонентской базы. «Правилами предусмотрены обязательства каждого поставщика размещать информацию на своем официальном сайте. Также на сайте НКРЭКП будет информация обо всех поставщиках: каждый потребитель сможет найти того, кто действует на его территории, и обратиться к нему.

По мнению энергетических экспертов, существует реальная опасность того, что с переходом на новую модель энергорынка на первом этапе может резко подскочить стоимость электроэнергии, ведь цены будет устанавливать продавец электроэнергии. Чтобы этого не произошло, на первом этапе перехода к европейской модели энергорынка государственный регулятор будет сдерживать тариф для рядовых потребителей.

С опытом европейских стран, где введена процедура смены поставщика, знакомит Александр Карпенко на своей странице в Facebook: он рассказывает о том, как Дания в свое время также проходила процесс внедрения Третьего энергетического пакета, согласно которому требовалось провести разделение местных облэнерго на две независимые компании — электропоставщика и оператора распределительных сетей.

Подробнее о выборе нового поставщика электроэнергии и способах ограничения тарифа «Главкому» рассказала директор департамента энергосбытовой политики ООО «Укрэнергоконсалтинг» (учредители этого ООО — «Прикарпатье-» и «Львовоблэнерго», принадлежащие компаниям братьев Суркис), бывший работник НКРЭКП Наталья Костишена.

— На сайте НКРЭКП будет создана общая база всех поставщиков. Кроме того, облэнерго, как распределительная компания, на своем сайте также обязана вести перечень всех поставщиков со всеми их реквизитами. Потребитель заходит на этот сайт, выбирает поставщика, а уже потом знакомится с его коммерческими предложениями — ценами и сроками действия договора на поставку.

— Каким образом потребитель будет выбирать нового поставщика электроэнергии?

Чтобы понять, как функционирует система, я анализировала множество немецких сайтов поставщиков электроэнергии. Там есть месячное предложение, но оно обычно самое дорогое, потому что поставщику невыгодно работать в сжатые сроки. Есть предложение на год — оно дешевле. А есть предложение с постоянной составляющей оплаты, например, вы платите 100 грн и неважно, сколько потребляете, но за каждый киловатт-час платите какую-то цену, которая обычно ниже, чем месячное предложение.

На сайте поставщика есть форма заявки, ее нужно заполнить, указать свои реквизиты, присвоенный ID-код. Мы предложили ввести понятие паспорта точки присоединения (потребителя к сети — “Главком«).То есть, если есть такой паспорт, это значит, что вы присоединились к договору о разделе. Затем отпустить эту заявку поставщику.

С момента получения заявки начинается отсчет в 21 день — в течение этого времени новый поставщик, ваша распределительная компания и старый поставщик регулируют отношения. Новый поставщик пишет заявку на облэнерго, как на распределительную компанию, а также предыдущему поставщику о том, что к нему переходит его потребитель. Облэнерго, как поставщик услуг коммерческого учета, на определенную дату организует снятие показаний счетчика. Потребителю приходит сообщение от старого поставщика, что он до определенной даты должен заплатить за прогнозируемый объем потребления энергии.

Новый поставщик также присылает вам платежку, оплатив которую вы считаетесь присоединенным к договору с ним. Это общая схема работы в западных странах, она уже отработана. У нас она не отработана, но есть образец для подражания. Все это подробно описано в Правилах розничного рынка — там целый раздел, подробно, со всеми процедурами.

— За счет чего новый поставщик сможет удешевить свою услугу и товар, чтобы таким образом переманить абонента?

— Он это может делать с маржи, то есть в пределах своего дохода. К примеру, у нас есть только оптовая цена электроэнергии, она одинакова для всех, но при новой модели энергорынка будут подписываться прямые контракты. Ну, давайте говорить правду: ситуация в стране не позволит всем манипулировать ценой того же «Энергоатома» (эта компания продает электроэнергию по самой низкой цене — «Главком»). Поэтому на первых порах НКРЭКП будет сдерживать тарифы — для того, чтобы не было ценового скачка для потребителя, мы вынуждены будем регулировать цену. Это мое личное мнение, но я не вижу других путей, как формировать рынок.

— И как долго будут искусственно сдерживаться цены?

— Это может продолжаться год-два, пока мы не откроем немного свой рынок, чтобы была конкуренция (речь идет об импорте электроэнергии — «Главком»). Цены будут регулироваться с помощью каких-то комплексных продуктов. То есть будут прямые договоры, но вас, скорее всего, обяжут покупать 50% электроэнергии, производимой «Энергоатомом», и еще 50% — тепловой генерацией. В первые два года составляющая солнечной электроэнергии будет заложена в цене «Энергоатома», а затем — в цене НЭК «Укрэнерго».

— Какая маржа для поставщиков заложена в тарифе на электроэнергию?

— Маржа для заработка поставщика у нас очень мала — всего 0,3% в составе тарифа для юридических лиц — независимо от поставщика. Она такая маленькая потому, что за счет услуг передачи и поставки у нас стал возможным «Роттердам +» …(имеется в виду, что в структуре тарифа на электроэнергию 85% — это цена угля, поэтому доля цены остальных услуг невелика -«Главком»). В Украине наиболее экономная энергетика с точки зрения оплаты услуг по передаче и поставке, расходы потребителя на эти услуги — минимальные, меньших нет нигде. Поэтому не на чем очень зарабатывать.

В целом, в составе тарифа эта маржа на поставку сейчас составляет примерно 2,5-5%, тогда как для юридических лиц — всего 0,3%. Оплата услуг поставки — это операционные расходы на содержание бухгалтеров, юристов, обслуживание соответствующих программ, колл-центра, центров обслуживания потребителей, печатание счетов и оплату услуг тех, кто снимает показатели. Это все, что входит в эти расходы.

— И теперь перед запуском новой модели энергорынка из состава облэнерго нужно выделить функцию поставщика?

— Да, эту функцию нужно выделить. Если в среднем в облэнерго работает 4-5 тыс человек, то нужно выделить 200-400 человек на эту функцию, а остальное останется в облэнерго (этих лиц трудоустроят в поставляющей компании, которая сразу же разошлет всем бывшим потребителям облэнерго вышеупомянутое предложение о подписании договора — «Главком»). Если бы у нас была более развита автоматизация многих процессов, то можно было бы и меньше людей держать, но это произойдет в будущем.

Облэнерго должна быть разделена на две компании — операторов поставки и операторов распределения электроэнергии. Операторы распределения владеют сетями, поэтому у них остается монопольный вид деятельности, они осуществляют распределение электроэнергии (по сетям — Главком), а поставщики покупают ее на рынке и продают потребителям.

— Какие ныне тарифы на услугу поставки для облэнерго?

— На сегодня есть отдельно утвержденный тариф на поставку, тариф на распределение, оптовая цена на электроэнергию, по которой облэнерго покупает ее на рынке — с корректировками и дотациями. Действует формула, по которой формируется цена для потребителя. Сегодня тарифы для населения — 90 коп за кВт-ч и 1,68 грн. для промышленности (потребление для второго класса напряжения) — примерно 2,40 грн.

Кстати, кроме действующего, есть еще и расчетный тариф для населения — 2,50 грн. за кВт-ч — таким был бы тариф, если бы население платило обоснованную стоимость, а мы платим меньше, а дотирует наше население промышленность. Итак, расчетная цена для населения — 2,50 грн. — это тот уровень, к которому должны поднять нам тарифы еще до запуска новой модели рынка, ведь в законе о рынке электроэнергии записано, что дотации нужно снять (так называемое перекрестное субсидирование — «Главком»).

В среднем тариф на поставку в розничной цене составляет 4,5 коп в пересчете на поставку одного кВт-часа — это и есть маржа, где можно «играть» поставщикам и кого-то сманивать к себе. К сожалению, рынок будет развиваться медленно, потому что у нас не на чем зарабатывать.

Крупные предприятия будут создавать собственных поставщиков, потому что им будет выгодно не платить кому-то эту маржу, а самим выходить на рынок и покупать напрямую у производителей. А вот относительно небольших предприятий, то мы больше боимся мошенников, которые будут обещать «золотые горы», собирать авансовые платежи и через месяц-два исчезать из поля зрения.

— К примеру, если взять «Львовоблэнерго» — как в общей структуре потребления электроэнергии соотносятся объемы населения и промышленности?

— Население потребляет почти 40% общего объема, а промышленность — 60%.

Главком

One thought on “Прощай, облэнерго!

Добавить комментарий

Top